Мастерская "Зброевы фальварак"

Зброевы фальварак -творческая мастерская кузнецов-оружейников г. Минск

0

Фальшион — оружие средневековья

Non nobis, Domine, non nobis, sed tuo nomini da gloriam! (Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему ниспошли славу!) — девиз рыцарей Тамплиеров Данный вид клинкового оружия получил широкую популярность среди участников движения исторической реконструкции средневековья. Так же, немалый интерес к фальшионам существует среди ценителей холодного оружия. Поэтому будет логичным рассмотреть данный вопрос на страницах нашего сайта, который на протяжении нескольких лет трудится на поприще стилизации и реконструкции предметов средневековья. Фальшион или фальчион — это европейское клинковое оружие с расширяющимся к концу коротким клинком с односторонней заточкой. Вендален Бехайм (W.Boeheim) в своей монографии «Энциклопедия оружия (Руководство по оружиеведению. Оружейное дело в его историческом развитииот начала средних веков до конца XVIII в.)» (Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders, Leipzig, 1890), утверждает что косарь или фальшион (от фран. faux — коса) – тип ножа с расширяющемся к острию и косо срезанным от обуха клинком (т.е. по мнению В.Бехайма: «вполне восточной формы») под таким названием данное оружие просуществовала до XIV века, после чего клинок стал длиннее и причудливей и получил название баделер. В данном виде клинок существовал до XVII века. Так, если исходить из утверждения В. Бехайма, получается что фальшион, эти длинный нож, с короткой историей существования. Однако мнение другого исследователя средневековья, одного из руководителей международного проекта  m i m | IG Mensch im Mittelalter e.V (Человек в средневековье) Алесандра Кленнера, прямо противоположно, в своейстатье «Hieb & Stichwaffen: Das Falchion» (нем. Рубящее и колющее оружие: Фальшион.) он пишет: “Фальшион – оружие, известное под множеством других названий и имеющее весьма богатую историю. Существует предположение, основанное на схожести в распределении центра тяжести и способе использования оружия, что фальшион произошел от скандинавского лонгсакса. Если первоначально фальшион, как некогда сакс, был весьма тяжеловесным, то постепенно он трансформировался в более изящный вариант, который обнаруживает сильное сходство с саблями, характерными для последующих эпох. К началу XIV века существовал уже ряд видов данного типа оружия а названий было и того больше.” Так же, А. Кленнер предложил типологию фальшионов: “Можно выделить два основных типа фальшионов:Скрамасакс 1) Первый вид характеризуется тем, что обух у него представляет собой прямую линию. Здесь кривизна лезвия особенно сильно выражена, так как в последней трети клинка лезвие сужается от самой широкой его части к острию. Вследствие этого у данной формы фальшиона центр тяжести переносится именно на это место, а острие зачастую затупляется. Соответственно, можно сделать вывод, что данный вид применялся чаще как рубящее, нежели как колющее оружие.(Примерам подобного типа фальшиона, могут служить: фальшион из Коуниерза, фальшион из Клюнийского аббатства, фальшион из Гамбурга).Генезис фальшиона 2) Существует также форма фальшиона, у которой линия обуха срезается к лезвию, как у сакса. Однако у фальшиона сгиб не столь выражен, так как изогнутый край лезвия «встречается» с обухом приблизительно посередине ширины клинка, где и находится острие. Находок данного вида фальшиона на территории континентальной Европы было сделано больше по сравнению с первым. Это можно объяснить улучшенным балансом оружия, обусловленным изгибом острия (Примерам подобного типа фальшиона, могут служить: фальшион из Парижского Музея, фальшион из Торпа). Следующим важным параметром формы клинка является кривизна обуха, а соответственно и кривизна всего клинка Более сильное искривление клинка меняет положение центра тяжести, а также маневренность оружия. Выше были рассмотрены основные формы, на базе которых появлялись местные – и вероятно обусловленные спецификой региона – вариации.” В работе Эверта Окшотта (E.Oakeshott) «Археология оружия. От бронзового века до эпохи Ренессанса» представлено мнение автора, о еще более древнем происхождении фальшиона. Эверт Окшотт, является выдающимся специалистом в области оружия и доспехов средних веков, его работы являются классическими для оружиеведения средневековья. Эверт Окшотт считает, что фальшион имеет длинную историю существования и берет свое начало от древнеегипетского копша, древнегреческого кописа, древненорвежского сакса. По мнению Э. Окшотта, фальшион был широко распространён в средние века, об этом свидетельствую многочисленные изображения в письменных трудах (Библия Мациевского, Псалтырь Лутрела, Апокалипсис св. Ионна, Роман о Александре (Romance of Alexandre (1338-44)) и скульптурные композициях средневековья (например: ca. 1340-1345 -‘soldiers at the Holy Sepulchre’, Cathedrale, Strasbourg, Musee de l’Oeuvre Notre-Dame, Strasbourg, France). Наряду с вышеприведенными письменными и скульптурными источниками, имеются археологические, вещественные материалы, о которых мы поговорим ниже. В XIII веке происходит расширение клинка фальшиона ближе к острию, тем самым баланс клинка перемещается к оптимальной точке рубящего удара. Особенно ярко эту особенность можно рассмотреть на фальшионе Коуниерза, фальшионе найденном в Гамбурге, на фальшионе из article-falchionКлюнийского Аббатства, а также на фальшионе из Парижского музея (Musee d’Armee Invalides, Paris, France) и прочих. Я думаю, будет не лишним остановится на указанных высшее клинках и рассмотреть их особенности.

Фальшион Коуниерза (Conyers falchion)

Фальшион Коуниерза Фальшион Коуниерза (Conyers falchion) — убийца драконов или «меч владения» подтверждающий право семьи Коньер на манор Сокбурн в графстве Дурхем Англия.  1. Убийца Драконов . Существует легенда о фальчионе Коуниерза, повествующая о том, что именно этот меч сэр Джон Коуниерз использовал, когда поразил Сокбурнского Червя в 1063 году. Вероятно, род Коуниерз (Коньер (по Э. Окшотту)) переехал в Англию из Франции во время Норманнского Завоевания (около 1066 года). Им подарили поместье (манор) Сокбурн -на-Тизе, в настоящий момент известное как Сокбурн, в графстве Дурхем в 12 веке за то, что, как гласит легенда, сэр Джон убил дракона. 2. «Меч владения». По мнению Э. Окшотта, фальшион подтверждал право семьи Коньер на манор Сокбурн в графстве Дурхем Англия. Как считает Окшотта, указанные земли перешли во владения семьи Коньеров от епископа Фламбарда, после чего право на указанную землю подтвердил Генрих II Плантагенет, по прозвищу Короткий Плащ (англ. Henry II Curtmantle; 5 марта 1133 — 6 июля 1189). Сама церемония передачи права на владения землей происходила так: в первый раз, когда новый епископ въезжал в свою епархию, владелец манора должен был стоять на мосту через Тис, по которому тот должен был проехать, с фальчионом в руке. Здесь он передавал свой фальчион епископу, который затем возвращал его владельцу и таким образам подтверждал права семьи на обладание землями манора до приезда нового приемника епископа, по приезду которого церемония повторялась. Данная традиция просуществовала до 1771 года, после чего прервалась на 200 лет, в 1994 году церемония возобновилась. По всем признакам становится явным то, что меч не является оригиналом. По-видимому, фальшион был переделан между 1250 и 1270. Как указывает Э. Окшотт, новый фальшион был передан семье Коньеров, скорее всего, либо Генрихом III Плантагенетом I (1207—1272), либо его братом Ричардом Корнуэльским (1209 — 1272) об этом говорят эмалевые гербы, расположенные на обеих сторонах бронзового навершия клинка: на одной три леопарда Англии, на другой черный орел Империи. Два этих герба присутствовали в гербах Генриха III и его брата Ричарда. Фальшион КоуниерзаФальшион Коуниерза – длина всего клинка — 890 мм, при длине лезвия — 734 мм, вес — 1300 грамм. Рукоять: состоит из трех частей : яблока, черена и крестовины. Бронзовое яблоко сделано в форме диска со скошенной кромкой, на обе его стороны нанесены геральдические знаки. Диаметр навершия — 42 мм, толщина — 20 мм. Деревянный черен сделан из ясеня, длина хвата — 95 мм. Как и яблоко, крестовина (168 мм) изготовлена из бронзы. Она украшена орнаментом из драконов. На навершие имеются эмалевые гербы, о которых мы говорили высшее. Хочется отметить, что при попытке воссоздания полноразмерной копии данного клинка в условиях нашей мастерской, мы столкнулись с проблемой несоответствия веса историчного клинка и его версии для исторической реконструкции. Ведь толщина кромки лезвия клинка, для участников фестивалей исторической реконструкции, должна быть не менее 2 мм. А ведь оригинал был довольно тонок, сам клинок имел изначальную толщину 6 мм, но авторы клинка вывели скосы лезвия от самого обуха оружия. Благодаря этому клинок был легким, но по этой, же причине нужно смирится с тем, что если использовать его форму без изменений в исторической реконструкции, то клинок получится тяжелее оригинала на более чем 15%. Можно с уверенностью предполагать, что клинок не использовался как боевое оружие, этого мнения придерживается Э. Окшотт. Однако есть все основания считать, что данный фальшион был изготовлен аналогично существующим на тот период образцам. Так же, стоит отметить и то, что подобный тип клинка исчезает из употребления к 1300 году.

Фальшион из Клюнийского Аббатства

Фальшион из Клюнийского Аббатства — фальшион XIV века, который находится выставочной экспозиции в одном из Парижских музеев (Musee de Cluny, Paris, France). Фальшион из Клюнийского Аббатства  Как можно видеть, фальшион во многом схож с фальшионом Коуниерза. Как по форме клинка, так и по форме гарды и навершия. Однако есть и существенные отличия, прежде всего в длине клинка, полная длина фальшиона из Клюнийского Аббатства – 66.9 см, при длине лезвия – 52.8 см., ширина лезвия — 44,5 мм, длина рукояти – 78 мм, длина навершия- 64 мм, вес — 1,161 кг. У данного фальшиона имелся широкий дол, который начинался от гарды и заканчивался у острия Фальшион из Клюнийского Аббатства лезвия клинка. Судя по всем характеристикам фальшиона, можно говорить, о его боевом назначении. Достаточно тяжелый и короткий, прекрасная оружие ближнего боя. Клюнийский фальшион имеет полный эскиз, чертеж , который был выполнен одним из участников форума Тоже Города, — sasa. Чертеж был исполнен по правилам масштабирования рисунка.

 

Фальшион найденный в Гамбурге

Фальшион найденный в Гамбурге Фальшион найденный в Гамбурге Фальшион найденный в ГамбургеФальшион найденный в Гамбурге – к сожалению информации, по данному фальшиону найти не удалось, у нас есть только зарисовка фальшиона из Гамбурга, которая размещена в статье посвященной фальшиону Коуниерза. По форме данный клинок напоминает все выше упомянутые экземпляры, за исключением того, что обух клинка как и лезвие уходит верх от гарды. Данного обстоятельства мы не наблюдаем ни на фальшионе Коуниерза, ни на фальшионе из Клюнийского Аббатства.

Фальшион из Парижского музея

Фальшион из Парижского музеяФальшион из Парижского музеяФальшион из Парижского музеяФальшион из Парижского музея Фальшион из Парижского музея

Фальшион из Парижского музея (Musee d’Armee Invalides, Paris, France) – фальшион XIV века, данный фальшион имеет значительное расширение клинка, что характерно для всех ранее описанных фальшионов. Однако, острие фальшиона схоже с острием фальшиона из Торпа. Э.Окшотт отмечает, что это нетипично по сравнению с другими клинками. Этот необычный вид фальшиона изображен в художественных работах XIV века. На фотоизображениях музейного экспоната, мы можем наблюдать наличия сквозного дола. Но был ли дол сквозным изначально, либо он возник в результате коррозии металла, сказать сложно. Однако можно с большой уверенностью предполагать, что данный клинок имел обычный (несквозной) дол, об этом можно судить, анализируя археологический и иной материал по указанному периоду. Гарда фальшиона имеет обычную форму, и выгнута в сторону клинка. Навершие имеет значительно скошенную кромку. Острие клинка сделано в виде выступающего шипа, я думаю, что можно утверждать, что авторы клинка придавали большое значение колющему удару.

Фальшион из Торпа

Фальшион из Торпа

Фальшион из ТорпаФальшион из Торпа

Фальшион из Торпа

 

 

 

 

Фальшион из Торпа – оружие конца XIII, начала XIV века, данный меч находится на хранении в музеи Норфолка, Англия ( Norfolk Museums). Как отмечает Э. Окшотт, данный клинок отличается от широко распространенных в то время аналогов (фальшион Корнуэза, фальшион из Гамбурга и т.д.). Клинок фальшиона из Торпа больше похож на лезвие сабли. Как отмечает Окшотт, генезис подобной формы клинка не вполне понятен. До 1290 года подобная форма клинка редко встречается на иллюстрациях к манускриптам. Возможно, подобный тип клинка формировался под влиянием восточноевропейских изделий, поскольку сильно напоминает венгерский меч Шарлеманя, т.е. тип клинка, используемый с IX века. Хочется отметить некоторые особенности клинка: навершие данного меча гравировано. Лезвие фальшиона имеет два дола, первый дол с одной стороны верхний, длинный вдоль обуха с окончанием виде хвостика, с другой — нижний, коротенький на рикассо и тоже с хвостиком. Вместе перекрестья фальшиона сечение клинка прямоугольное, заточка начинается после окончания нижнего дола, и заточка лезвия начинается после окончания верхнего. Если рассмотреть внутренне сечение клинка то мы получим следующее, в сечении C — пятиугольник, обух 4.5 мм., сечении В — Фальшион из Торпа пятиугольник, обух 2.5 мм, сечение А-шестиугольник, ближе к острию уже ромб. Некоторые характеристики меча: вес 904 гр., что существенно меньше веса вышеперечисленных клинков. Длина клинка 956 мм, длина лезвия 803 мм. Длина гарды 196 мм. Длина рукояти 100 мм. Особый внешний вид фальшиона из Торпа, предает особый интерес для реконструкции подобного клинка.

Фальшиона из Порте де Хал, БрюссельФальшиона из Порте де Хал

Весьма интересно будет рассмотреть фотоизображение фальшиона из Порте де Хал (Porte de Hal, Brussels)- фальшиона XIV века,который исключительно редко упоминается в специализированной литературе. Данный клинок указывается в монографии: Европейское и Американское Оружие Клода Блейра («European & American Arms by Claude Blair»). Фальшион находится в оружейной палате герцога Бургундии, Брюссель ( Museum van het Leger en de Krijgsgeschiedenis» in Brussels). Форма клинка фальшиона активно обсуждалась в ходе дискуссии на форуме сайта Myarmoury.com Discussion Forums. Связано данное обсуждение с тем, что как предполагается, клинок обломан, о чем говорится и в подписи под клинком: Фальшион XIV столетия (обломан)(«14th century falchion (broken)»). Некоторые участники обсуждения предполагают что, изначально фальшион имел форму подобную клинку из Торпа. Однако другая часть участников дискуссии с данным утверждением несогласно. Они думают, что клинок фальшион из Порте де Хал не обломан и имеет изначально присущею ему форму. Так в ходе исследования фотографии из монографии Европейское и Американское Оружие Клода Блейра, была обнаружена трещина на самом клинке, возможно именно это обстоятельство было указано в подписи под клинком в музеи. Точно установить является ли клинок фальшиона обломанным так и не удалось, работники музея так и не ответили на вопрос участниковMyarmoury.com Discussion Forums. Также, можно отметить датировку Клода Блейра, которая более точна: 1300 год. Как мы видим, клинок имеет простую квадратную форму лезвия, на котором, судя по изображению, имеется дол, расположенный от гарды до «острия» клинка. Также клинок снабжен типичной для того времени гардой и навершием.

Фальшионы из изобразительных источников

После того как мы рассмотрели полностью либо частично сохранившиеся артефакты фальшионов, было бы правильным приступить к рассмотрению фальшионов чьи изображения есть в многочисленных литературных и изобразительных источниках средневековья. Данный момент весьма актуален, так как зачастую во время участия в различных мероприятиях исторической реконструкции, мы наблюдаем клинки претендующее на историчность благодаря лишь изобразительным источникам. Что же это за фальшионы?

Фальшионы из Библии Матиевского (1240-50 гг.) (Maciejowski Bible)

Библия Матиевского, она же Библия Моргана, её также называют Библией Людовика IX, Библией Крестоносца – это средневековая иллюстрированная Библия, состоящая из 44 листов. Этот манускрипт был создан по указанию короля Франции Людовика IX и датируется 1240-50 гг. Данная Библия наполнена красочным изображениями, которые демонстрируют быт современников того времени. Манускрипт является одним из основных изобразительных источников исторической реконструкции средневековья, как в сфере быта, так и в сфере оружия и костюмов. В Библии Матиевского есть более десятка частичных либо полных изображений фальшионов. Их можно условно разделить на три типа: первый тип одноручный, второй — полутороручный и третий двуручный. В данном списке все изоброжения из Библии Матиевского, в которых мы можем увидеть клинки фальшиона: 1. 3-5-Lot is rescued 2. 10-4-Hai is captured 3. 14-7-Samson slays the Philistines 4. 15-7-The children of Dan 5. 16-3-The Levite’s wife 6. 24-4-Saul defeats the Amalekites 7. 27-5-David accepts the challenge 8. 32-5-Saul slays Ahimelech and his priests 9. 34-3-David rescues the captives.

Фальшион из Расписной палаты Вестминстерского собора

УказаФальшион из Расписной палаты Вестминстерского соборанный на изображении фальшион можно было увидеть на фреске, датируемой поздним XIII веком, со стены Расписной палаты Вестминстерского собора, (Англия). Его внешний вид схож с фальчионом из Гамбурга, хотя геометрия несколько отличается.

Фальшионы из «Романа об Александре»(ROMAN D’ALEXANDRE) (1338-44)

«РФальшионы из «Романа об Александре»Фальшионы из «Романа об Александре»омФальшионы из «Романа об Александре»аФальшионы из «Романа об Александре»н об Александре» — по-видимому, первый рыцарский роман, считается средневековой обработкой гроригинал фальшиона из Парижского музея. В  изображения данного романа мы можем увидеть двуручные и полутороручные фальшионы в чем-то схожие с парижским фальшионом. В данном варианте (первый тип) фальшиона мы наблюдаем интересный тип гарды, она состоит из дуги, которая защищающая кисти обеих рук, что для вариантов рассмотренных выше не характерно. Различные формы защиты кисти появляются на более поздних формах крестовин фальшиона. В «Романе об Александре» встречаются аналогичные по внешнему виду фальчионы и в полутороручной версии, так на изображениях рыцари часто держат это оружие то одной рукой, то двумя. При этом на изображениях где фальчион держится одной рукой, художник оставил значительной пространство, которое подразумевает возможность хвата второй рукой. Также вызывает интерес геометрия клинка, его режущая кромка образует своеобразный шип, который вероятно служил для пробивания доспехов при колющем ударе. Исходя из изображения мы можем придти к выводу, что та часть, которая более всего похожа на обух и является лезвием. На всех изображениях этот момент присутствует, но отсутствие археологических находок клинков с похожей геометрией заставляет усомниться в факте его действительного существования… Второй тип фальшиона из «Романа об Александре», это фальшион меньшего размера, с клинком, весьма напоминающим клинок парижского фальшиона. Однако есть и основное отличие, это отсутствие, какой либо гарды на фальшионе. Данный фальшион имеет прямые формы и весьма удлиненное острие. Предположительно на фальшионе имеется дол, об этом можно судить, рассматривая изображение.  В целом в процессе изучения истории и в исторической реконструкции в частности, использование изобразительных, скульптурных и иных исторических источников всегда являлось общепризнанным.

Фальшионы более позднего периода и оружие схожее с ними либо от них произошедшее

Более поздние фальшионы получили более сложные гарды, вместе с более дорогой отделкой. Например:

1. Фальшион Святого Михаила

Фальшион Святого МихаилаНа картине из музея Флоренции Святой Михаил убивает дракона (АФальшион Святого Михаилантонио дель Палайоло, «Святой Михаил», 1480). Фальшион Святого Михаила – был широко распространен в XV — XVI веках. У данного фальшиона двухсторонняя заточка лезвия, лезвие при этом, сохраняет прочность и жесткость. Оно оказывается легче, чем у обычного фальшиона с односторонней заточкой или с односторонней заточкой и частичной заточкой задней кромки. Гарда фальшиона защищает кисть руки при помощи дуги. Также подобный фальшион изображен на картине Антонио дель Палайоло: «Сражения 10-ти обнаженных мужчин» (Battle of the Ten Naked Men by Antonio del Pollaiolo 1465-70).

Гросс-мессер

Гросс-мессер (нем. Grosses Messer (Большой нож), Hiebmesser (Ударный, рубящий нож)) — тип позднесредневекового холодного оружия, Гросс-мессерблизок к фальчиону. Применялся ландскнехтами в вооружённых конфликтах XV — XVI веков. Однолезвийный клинок мог быть как прямым, так и изогнутым. Некоторые экземпляры не имели как такового противовеса, либо противовес был органичным продолжением рукояти. Считается, что гросс-мессер к середине XVI века эволюционировал в вид оружия, известного, как тесак (нем. dussack).  Немецкий гросс-мессера, датируемого примерно 1550 годом. Общая длина 108 см.

Корд Великого Княжества Литовского — беларуский фальшион.

При рассмотрении отдельных европейских фальшионов было бы неправильным обойти вопрос наличия подобного оружия на территории ВКЛ. Как указывает Ю.Бохан в своей монографии «Зброя Велiкага Княства Лiтоускага 1385-1576»параллельно с использованием мечей и сабель, рыцарями и пехотой ВКЛ использовались корды, внешне весьма схожие с фальшионами Западной Европы. По мнению, Ю. Бохана корд являлся переходным видом вооружения между саблей и мечем. Корд Великого Княжества Литовского Возможно первые образцы кордов, либо их прообразов появились еще в IX — XI веке, о чем пишет Кирпичников А.Н. в своей монографии «Древнерусское оружие. Мечи и сабли»:«Гибриды клинкового оружия, объединяющие свойства меча и сабли, (например, однолезвийная прямая или искривленная полоса с рукоятью как у меча), действительно существовали в IX — XI вв., но не на русской почве, а в Прибалтике и Венгрии». Примером такого оружия, может являться венгерский меч Шарлеманя, тип клинка, как пишет Э.Окшотт: «используемый с IX века». Кроме того, можно говорить о схожести корда с древненорвежским саксом, что вполне объясняет появления «гибридов сабель» на Прибалтийской «земле». Корд ВКЛ был весьма схож с тесаком, тесак был длиннее корда, однако уступал некоторым видам мечей. Клинок тесака и корда был схожим, но при этом симметричность рукояти тесака полностью повторял рукоять меча, в то время как рукоять корда, была не симметрична и была более похожа на рукоять сабли. Постепенно Корд Великого Княжества Литовского тесаки все больше принимали форму кордов, что привело в XVI веке, к объединению понятий корд и тесак. Благодаря своей простоте: однолезвийной заточки, и прямоте клинка корд имел широкое хождение у воинов ВКЛ и применялся как в рыцарских формированиях, так и в пехотных. Среди археологических находок клинкового оружия, корды и тесаки занимают второе место после мечей. Корд ВКЛ, это самостоятельный вид оружия. Как указывает Ю.Бохан в своей статье «Структура войска ВКЛ во второй половине XIV- XV вв.» корд был указан, как самостоятельный вид вооружения пехоты, в юридических документах 1458 года. Так указ (ухвала) одного с Великопольских сеймиков от 1458 года, требовала от лиц, которые не имеют доход с «чынша», выправлять с каждых 20 «лан», пехоту со щитом, шлемом и кордом. Также в Статуте 1529 года, в качестве нормативно закрепленного оружия воинов княжества значился меч и корд. В свою очередь в Статуте ВКЛ 1588 года, корд упоминается многократно и выступает в качестве самостоятельного вида оружия наряду с саблей и мечом. Так в разделе 1, ст. 9 говорится: «Хто бы тежъ передъ нами, г[о]с[по]д[а]ремъ,корда, шабли або якое иное брони достал и ранилъ, тот горло тратит.», в том же разделе ст. 10 «…такъ на палацъ и двор нашъ, яко и по месту збройне и з жадными инъшими бронями ходити, звлаща з ручницою, гаркабузомъ и з лукомъ, и з жадною иною стрельбою, окром меча, корда, шабли, шпады и инъшое ручное брони.». Далее в Корд Великого Княжества Литовского разделе 4, ст 64 Статута говорится: «Пакли бы корда, меча албо шабли и якое колвекъ брони в обычай звады добылъ, а хотя бы и не ранилъ, руку тратить». Все вышеуказанные юридически закрепленные нормы, касательно корда говорят о его широком распространении и самостоятельности по отношению к мечу и сабле. Что касается характеристик самого клинка, то корд имел приблизительные размеры до 70 см. и более. Так в 1977 году в окрестностях Лиды во время мелиоративных работ был Корд Великого Княжества Литовского найден корд — длиной около 1 метра. Датируется он XV столетием. В настоящее время экспонируется в Лидском краеведческом музее. На его лезвии есть два клейма: г. Пассау — «волк» и крест на дуге. Скорее всего, меч изготовлен в Германии, так как такими знаками, как пассауский «волк», помечалось в те времена оружие, изготовленное в немецких городах. Кстати, похожее клеймо стоит на мече псковского князя Довмонта.

Корды либо тесаки, найденные в Болгарии, хранятся в музее в Добриче и датируются серединой XV века.

Корды либо тесаки, найденные в Болгарии

Корды либо тесаки, найденные в БолгарииКорды либо тесаки, найденные в Болгарии
Корды либо тесаки, найденные в Болгарии
Представленные на фото экземпляры находятся в музее в Добриче и сохранились в довольно хорошем состоянии, но, к сожалению один был сломан и примерно треть лезвия утеряна. Несмотря на это мы можем предположить, что он был длиной аналогично двум другим. Длина клинков около метра, все три корда имеют прямые клинки с односторонней заточкой, но сильно отличаются по форме. Один корд постепенно сужается к острию и мог быть использован для нанесения колющих ударов, в то время как ширина лезвия другого не меняется на всём протяжении клинка корда, а острие явно не предназначено для нанесения колющих ударов. Все три корда имеют довольно широкие и неглубокие долы смещенные к обуху. Специфичным является отсутствие гард, за исключением нагелей расположенных с правой стороны плоской части лезвия.

Корд из музея в Варшаве и Фальшион Святого Михаила

Анализ обширного пласта информации привёл нас к довольно интересным аналогиям. Так, например, тяжело было не заметить сходство между кордом выставленным в музее в Варшаве и фальшионом Святого Михаила. Ввиду того что последний уже описан выше мы более подробно остановимся на первом: Этот корд датируется примерно второй половиной XV-ого века. Его нашли у озера Dabrowno рядом с замком Dabrowno (Gilgeburg) в 1898 в графстве Оструда. Общая длина: 78 см Вес: 0,72 кг Длина Клинка: 64 см Длина рукояти: 14 см Безусловно, этот корд мог быть как немецкого так и польского происхождения, но сравнительный анализ гросс-мессеров и кордов покажет насколько близко друг к другу развивались оружейные ремёсла в восточной Европе и близлежащих странах.

Корд из музея в Варшаве, датируется XV веком

Фальшион Святого Михаила. На картине из музея Флоренции Святой Михаил убивает дракона (Антонио дель Палайоло, «Святой Михаил», 1480 г.)

 Корд из музея в Варшаве, датируется XV веком Фальшион Святого Михаила

Гросс-мессеры и корды

Нельзя не отметить сходства между гросс-мессерами и тесаками/кордами используемыми в восточной Европе: Кроме схожей общей длины, а именно 1-1,2 метра, все экземпляры однолезвийные с рукоятями под двуручный хват. Отсутствие противовеса на кордах из Болгарии и польском корде позволяет сделать вывод о том, что эта черта была характерна не только для гросс-мессеров. На представленных ниже болгарских кордах и на 1 польском корде, по сути, отсутствует гарда, но присутствует нагель – характерная черта гросс-мессеров. Совокупность этих деталей и факт примерно одновременного производства в разных частях Европы говорят сами за себя.

Немецкий гросс-мессера, датируемого примерно 1550 годом.

Фото кордов из музея в Варшаве, датируются XV веком.

Корды либо тесаки, найденные в Болгарии, хранятся в музее в Добриче и датируются серединой XV века.

Немецкий гросс-мессер Фото кордов из музея Корды либо тесаки, найденные в Болгарии

В целом, корды, безусловно, требует систематизации и собственной типологии и мы надеемся, что в ближайшем будущем данная задача будет выполнена. Что еще можно сказать по итогам…. Имеющаяся информация о фальши<онах средневековья – это значительный пласт материала, который можно и нужно применять при изготовлении вооружения старины для участников исторической реконструкции средневековья. Фальшион – это оружие победы и с эти не поспоришь! Об авторах: Данная работа была задумана весьма давно и связано сие, было с проблемой поиска источников информации на тему вариантов фальшионов раннего средневековья. Раздел посвященный фальшионам был подготовлен Janberg’ом, с ценными замечаниями и редакциями Varazhbit’a, раздел гросс-мессеров был подготовлен Varazhbit’ом при поддержке Janberg’а, в свою очередь раздел посвященный кордам подготовлен совместно Janberg’ом и Varazhbit’ом. Статья сверстана и подготовлен к размещению в сети Janberg’ом. Если вы заметили неточности в статье либо ошибки, то можете связаться с нами по следующим адресам: мастер-ремесленик Янбенг мастер-ремесленик Varazhbit Почта мастерской ZF: Янберг, веб-почта icq 446713180 icq 469959694

Используемая литература и источники:

1. Oakeshott, Ewart: The Archaeology of Weapons 2. Oakeshott, Ewart: The Sword in the Age of Chivalry, Boydell & Brewer, Woodbridge 3. Кленнер Александр. Статья: «Фальшион. Рубящее и колющее оружие» (Alexander’а Klenner’а «Hieb & Stichwaffen: Das Falchion») 4. Хелквист Бйорн. Conyers-falchionen, Den sista av sitt slag? 5. Encyclopedie Illustree Les Armes Blanches de Jan Sach. 6. Jan Peterson. De Norske Vikingesverd 7. Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Мечи и сабли IX — XIII веков 8. Ю.Бохан. «Зброя Велiкага Княства Лiтовскага 1385-1576» 9. Ю.Бохан в своей статье «Структура войска ВКЛ во второй половине XIV- XV вв.. 10. W.Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunders 11. Claude Blair. European & American Arms by Claude Blair 12. S.C. Cockerell. Maciejowski Bible. Pictures from the Maciejowski Bible , Phaidon Press Ltd – London 13. Статут ВКЛ 1588 года, под редакцией ШамякинаИ.П. 14. Материалы сайта: myArmoury.com 15. Материалы сайта: Sword Forum International 16. Материалы сайта: Тоже Город 17. Материалы форума: «Традиция» 18. Материалы форума: FREHA Авторы статьи: мастер-ремесленик Янбенг +375 29 687 99 64 Velcom +375 25 987 74 58 Life 🙂 мастер-ремесленик Varazhbit +375 29 575 75 58 MTC Почта мастерской ZF: Янберг, веб-почта icq 446713180 icq 469959694


Фальшион

Janberg • 14.10.2014


Предыдущая запись

Следующая запись