Синоби-кэн / Синоби-гатана/ Меч ниндзя

Что представляет собой меч ниндзя («синоби-кэн» «синоби-гатана»)?

Ответ на данный вопрос найти сложно из-за большего количества мистификаций внесенных киноиндустрией в образ меча ниндзя. Однако мы постараемся дать ясный ответ на данный вопрос и вместе с тем описать сделанный нами меч. Для ответа мы обратимся к монографии Валерия Хорева «Японский меч. Десять веков совершенства» 2003 года. Откуда мы приведем отрывок, в котором раскрывается тема: меч ниндзя — «синоби-кэн» или «синоби-гатана»:

В. Хорев, пишет:

«Нельзя прервать беседу о японском оружии, не коснувшись весьма специфической и даже щекотливой темы — оружия ниндзя. В данном случаи нас не интересует вся масса их зловещих приспособлений, но пресловутый «синоби-кэн» или «синоби-гатана» достоин особого рассказа. Любой мальчишка от мыса Горн до заполярного Тикси сегодня знает, — как выглядит этот предмет — не очень длинный прямой клинок, квадратная цуба и черная рукоятка с набором ядов и иголок внутри. Разумеется, цубу метали как сякэн, а через трубчатые ножны дышали под водой и плевались отравленными шипами. Ночные демоны победоносно сражались с неуклюжими самураями. Сокрушали их примитивную технику необоримыми приемами с использованием обратного хвата, ставшего визитной карточкой голливудских лазутчиков. Носили же сей предмет за спиной, и рукоятка торчала над правым плечом, точно знамя победы:

В сувенирных магазинах каждый может увидеть или купить дивный, почти натуральный «меч ниндзя», которому позавидовал бы и сам Хаттори Ханзо. Но берегись! Разочарование подстерегает нас, как эти самые ниндзя, чтобы сбросить с лазурных высот в серую прозу жизни. Все просто подобных мечей настоящее ниндзюцу не знало. То есть абсолютно. Вот что пишет о шпионских мечах А.Горбылев («Когти невидимок». Минск 1999 г.), ссылаясь в свою очередь, на фундаментальную работу Нава Юимо «Хиссе-но хэйхо. Ниндзюцу-но кэнкю » (Всепобеждающее воинское искусство. Исследование ниндзюцу». Токио, 1972 г.):

«Рукоять была цельнометаллической. Ее оплетали шнуром черного цвета. В отличие от стандартных мечей, под оплетку не закладывали мэнуки. Цуба была квадратной и довольно массивной. Деревянные ножны либо просто покрывали черным лакам, либо сначала обтягивали кожей. Никаких украшений на них не было, зато наконец надевали отточенную железную головку кодзири. В скобу куригата вдевали более длинный, чем обычно, — до 3.6 метров — шнур сагэо, сам клинок же был относительно коротким. И все, нив музее ниндзюцу в Ига Уэно, ни в усадьбе ниндзя-ясики в городе Конан нет прямых клинков. Прямые мечи ниндзя не описаны ни в работах историков, ни в энциклопедиях по традиционному оружию, ни в справочниках по мечам. Иными словами, такие мечи — выдумка кинематографистов».

Если дать себе труд задуматься и реально взглянуть на вещи, тотчас становится понятно абсурдность самой идеи некого особого меча, потому что первый и последний закон «невидимок» — невидимость. Разумеется, не в оптическом, а житейском смысле. То есть шпион и убийца ничем не должен, отличаться от человека толпы. Либо он самурай, либо торговец, либо еще кто-то, но никакие броские, экстравагантные детали облика просто недопустимы. Набор специальных орудий ремесла представлен образцами потайными, малогабаритными и универсальными. Но меч невозможно скрыть от остых глаз, обладателем которых сплошь и рядом мог оказаться тертый контрразведчик, «охотник за шпионами», поэтому чисто внешне он был копией рядовой катаны:

Если говорить о клинке, тот, как правило, был немного толще и короче обычного. Длинным мечом неудобно работать в тесноте замковых коридоров, с ним трудно и шумно продираться через дымоходы и заросли, и так далее. Более же толстая полоса обладала повышенным весом и соответственно большой мощью и ее прочность позволяла при необходимости орудовать мечом как рычагом. Изящество в данном случаи не уместно. Одни утверждают, что ниндзя в силу своей нищеты довольствовались лишь грубыми самоделками из плохого железа, другие же (в основном российские) знатоки воспевают недостигаемую прочностные и рубящие свойства магической стали. Как ни странно, ближе с истине как раз последние, ибо взгляд на средневековых шпионов как на оборванцев и отщепенцев в корне ошибочен. Нельзя противопоставлять ниндзя и самураев, поскольку девять шпионов из десяти, являются буси по рождению. Самурай — сословная принадлежность, лазутчик профессия или хобби. Денег на оплату труда известных кузнецов, как и собственно мастеров, у ниндзя хватало. Если для срочной операции требовался некий специальный клинок, он мог быть сделан на скорую руку, просто и крепко, без всяких металлургических изысков. И также просто его бросали при малейшей необходимости, если железяка мешала бежать, плыть или полсти, спасаясь от погони. Рассуждение о том, что разные кланы окрашивали клинки в строго определенные цвета, подобно бреду. Если вспомнить ужасное обыкновение ниндзя уродовать при поимке лицо для лишения противника возможности индефикации, то наличие, скажем, синего клинка школы Тогакура-рю равноценно подписи «здесь был Вася». До сих пор ни найдено, ни одного крашенного или вороненого меча, и самое большое, что могли проделывать ночные проныры непосредственно перед акцией — это коптить над пламенем блестящие фрагменты снаряжения (те же клинки) для гашения предательских бликов.

Итак, внешне «синоби-гатана» в точности походила на оружие простого война, но ее анатомия обеспечивала много задач:

Поскольку ножны были длиннее клинка, их нижняя полость вмещала разные знатные штуки — шипы, яды, украденные документы и т.д. Рукоятка также могла служить контейнером. Шнуром сагэо связывали «языка», крепили качели для подвески на дереве, вытягивали грузы или устраивали с его помощью ловушку. Через ножны действительно дышали под водой и плевали иголками, но цубу, ни в кого не метали. Оно вообще не была съемной, хотя квадратная форма, толщина до 5 мм и относительно большой размер — истинная правда. Дело в том, что цубу часто использовали в качестве ступеньки, приставив меч к высокой стене. Но никогда она не походила на бубновый туз с острыми углами, напротив, углы скруглялись в полном соответствии с традицией. Вообще внешний вид цубы находился в строгих рамках правил, а квадратных изделий мастера выпускали не мало.

Что касается прямых клинков, то ниндзя широко использовали их, как и остальное население Японии, в качестве потайного оружия, скрытого в бамбуковой палке, посохе, шесте, рукоятки носилок. Тот, кто смотрел сериал о похождении слепого массажиста Зато Ичи, помнят его смертельный меч в клюке. Кстати, обходился он как раз обратным хватом, который вовсе не был привилегией «невидимок», а всего лишь равноправным и общедоступным способом фехтования. Поскольку ниндзя часто резались в закрытых помещениях и иных тесных местах, они, естественно, предпочитали этот компактный стиль.

И, наконец, о мече за спиной. Как известно, так носили огромные полевые «но-то»(«нотати»). Именно носили, не дерзая при этом кувыркаться или шнырять по кустам. Висевший сзади меч довольно трудно выхватить, а вкладывать обратно еще хуже. Если рукоятка торчит над правым плечом, длины руки может не хватить. Таким образом, будет гораздо правильнее считать, что ниндзя забрасывали свои мечи за спину, только когда им предстояло полсти по земле или карабкаться на стену, но располагали их рукояткой влево».

Я думаю, ответ на поставленный выше вопрос раскрыт в полной мере.

Гарда:

сталь 65г, 7,5 см на 7,5 см, толщина 5 мм

Навешие:

отсутствует

Тип крепления гарды и навершия к клинку:

сварной стакан, длина стакана 23 см

Лезвие:

дюраль Д16 АТ, 8 мм, длина лезвия 75 см, изогнуто

Клинок:

общая длина клинка 99 см., баланс 11,5 см от цубы

Особенности:

режущая кромка клинка сведёна до 4 мм – имитация односторонней заточки, лезвие отполировано

Варианты японского меча — катана от мастерской ZF:

Катаны от мастерской ZF: сталь, дюраль, фанера

Дополнительно: варианты травления набора рукояти: гарды и навершия

Купить меч у ремесленников мастерской «Зброевы фальварак»